Любая компания осуществляет какую-то деятельность: это и работа отделов, взаимодействие между ними, конкурентная борьба на рынке, сотрудничество с партнерами. Но в то же время компания выполняет и определенные бизнес-процессы, которые связаны с теми же самыми действиями. Так чем же отличается деятельность от бизнес-процесса?
Деятельность не всегда регламентирована, ее организация может иметь стихийный характер, а сотрудники отдела могут выполнять ту или иную работу по привычке, просто потому что «так сложилось». При этом, несмотря на то, что результат, скорее всего, будет иметь место (а работники получат зарплату), такой подход зачастую является неэффективным. Во-первых, при отсутствии четкого планирования неизбежны задержки. Во-вторых, несвоевременное предоставление информации сотрудникам других отделов, или ее некачественная обработка могут приводить к постепенному снижению деятельности всей компании.
С другой стороны, руководители могут создавать различные нормативные документы, с целью упорядочить работу сотрудников и отделов. Однако это может приводить к возникновению фрагментарных инструкций, основанных не на общем понимании того, как осуществляется деятельность в масштабе всей компании, а разработанных для решения каких-то частных проблем внутри предприятия.
В отличие от деятельности, бизнес-процесс стандартизирован и предполагает максимальную эффективность. При выполнении бизнес-процесса имеющиеся ресурсы (временные, информационные) распределяются и используются наиболее оптимальным образом. И если деятельность может осуществляться разными способами, то бизнес-процесс выполняется по определенному алгоритму, зафиксированному в документации.
Стоит отметить, что стандартизация деятельности и переход к бизнес-процессам необходимы любой компании, которая уже заняла свое место на рынке и существует в стабильных внешних условиях. Другими словами, необходимость оптимизировать внутреннюю структуру возникает уже после того, когда основные процессы производства / реализации продукции или услуг уже налажены.
Современным инструментом для работы с бизнес-процессами являются системы управления деятельностью компании, позволяющие автоматизировать и описывать процессы, а также составлять электронную базу регламентирующих документов. Одной из таких систем является SC – удобный и эффективный инструмент автоматизации бизнеса.