По мере развития электронного документооборота в сфере бизнеса и государственных структурах все более активно используются электронные документы. Отсюда возникает необходимость в организации места хранения этих документов.
Электронный архив документов можно определить как часть системы электронного документооборота, которая обеспечивает структурированное хранение документов, либо специализированный программно-аппаратный комплекс, как правило, интегрированный с корпоративной информационной системой. Электронное хранилище предназначено для решения таких задач, как: быстрый и удобный поиск необходимых документов, отслеживание пути движения внутри организации различных нормативных актов и договоров, оптимизация делопроизводства и т. д. Этот механизм позволяет организовать хранение документации как централизованное, так и распределенное.
Необходимость использования электронного архива в крупных компаниях, где поток документов каждый день исчисляется в сотнях различных бумаг, пожалуй, очевидна. Ведь этот механизм способен не только упорядочить работу, но и значительно сэкономить время сотрудников. Однако, для небольших организаций электронный архив является не менее удачным решением хотя бы потому, что гарантировано позволит поддерживать все документы компании в порядке и в случае расширения организации, окажет колоссальную пользу.
Архив должен предоставлять возможность хранения, структурирования и быстрого поиска документов, созданных в рамках формальных процессов организации, разработанных в процессе коллективной работы, а также созданных сотрудниками в свободной форме. В большинстве современных системах электронного документооборота (СЭД), в той или иной мере, реализован электронный архив.
Рассуждая о его возможностях, следует выделить некие унифицированные функции: